Сюжет разворачивается в послевоенном разоренном Ленинграде, наводненном бродягами и малолетним «женским товаром». В артели пятнадцатилетней Аришки Порченной, вышедшей из колонии для несовершеннолетних и вызывавшей «паническое уважение» у «хулиганствующего пацанья», появляется сирота Пашка Ничейная, которая была «самой младшей среди товарок, самой свежей в стае». Пашка по-детски искренно влюбляется в молодого мичмана, который обещает увезти ее с собой. В один из приездов в Ленинград «матросик» дарит ей немецкую куклу, одетую в наряд невесты с фатой и кружевами восторженной девочке. Но мичман, обещавший забрать Пашку «в свой рай», больше не приезжает. Потерянная, она снова возвращается к ремеслу, позднее выясняется, что он также наградил ее «дурной болезнью», за что ей серьезно влетает от раздосадованных, заразившихся от нее клиентов. Девочка «чернеет лицом» и после всех пережитых унижений и позора начинает понемногу сходить с ума. Товарки, чтобы спасти подругу приговаривают куклу, бывшую постоянным напоминанием о матросе, к сожжению. Но в последний момент Пашка выхватывает из огня свою любимицу и убегает от артели товарок, превратившись в городскую юродивую, верящую в то, что в руках у нее вовсе не кукла, а ее дочь, потому что так ей сказал ангел с Никольского собора.
Не смотря на трагический сюжет, история и сам спектакль наполнены легкостью, задорным детским смехом и жаждой жизни. Это настоящий танцевально-пластический спектакль, где нет ни одного лишнего движения. Мастерство хореографа-постановщика выражается в том, что танец ни на секунду не становится важнее самого повествования. В спектакле нет ни одного движения, которое было бы простым украшением, демонстрацией технического уровня исполнителей или эффектности массового шоу. Это разительно отличает спектакль от мюзикла, развлекательного характера.
Пластика договаривает то, что не сказано в тексте, который слышит зритель. Например, через танец мы узнаем другую Аришку Порченную, страдающую, замотанную жизнью, понимающую безвыходность своего положения, принимающую ее, соглашающуюся выживать, во что бы то ни стало. Мы видим грезы наполовину обезумевшей Пашки. Наконец, мы видим разнообразные типажи самих товарок и хулиганов. В отличие от видео версии спектакля, снятой по итогам летней киноакадемии (ссылка на которую приводится ниже), в театральной каждая товарка имеет свой характер, хотя по сюжету они являются общей массой. Пластика и режиссерские решения позволяют зрителю выделять каждую в отдельности, запоминать ее характерные особенности и даже предполагать ее судьбу, сочувствовать, узнавать.
Также в театральной версии спектакля в качестве артиста участвует и сам Егор Дружинин, персонаж которого появляется в нескольких сценах, не связанных напрямую с сюжетом спектакля. Его, пьянчугу обворовывают хулиганы, но потом он встречает девушку (не из числа «промокашек», как называет автор малолетних девиц легкого поведения), в которую влюбляется. Неожиданно в спектакль вклинивается совершенно другая история счастливой влюбленности, преображающей забулдыгу, как луч надежды, которого отчаянно ждут все герои этого спектакля.
Если говорить о недостатках, то в спектакле мне не хватило финала — ответа или вопроса, озарения или катарсиса, которого всегда ждешь от спектакля, который так тебя увлек. В конце рассказа Эдуарда Кочергина есть еще несколько строк, которые не вошли в спектакль, о том, что Пашку забрали в лечебницу, в область, где «она со своей Ангеловой куклой произвела огромное впечатление на местный народ и превратилась в почитаемую личность среди дураков и дурок всего Северо-Запада». В этих, казалось бы ироничных и не менее трагичных словах и скрыта надежда . Что могло стать с невинным ребенком, не сойди она с ума? Превращение в Аришку Порченную, грубую, сильную, воинственную, которая идет на компромисс с этой жизнью, ради того, чтобы выжить.
Пашкина душа не смогла принять такой жизни, не смогла отомстить своей любви, позволив сжечь свою куклу. Ангел, «слетевший с купола Николы Морского» дал ей возможность другого пути. Рассказ «Ангелова кукла» между строк предлагает счастливый финал в лучших традициях Достоевского, где через страдания герой становится божьим человеком, каким стала по сути юродивая Пашка.
Однако в спектакле Егора Дружинина при всем богатстве пластического и сценического инструментария, который есть в руках у постановщика, не остается пространства ни для такой, ни для какой-либо другой трактовки финала. Через секунду после последних слов о судьбе Пашки вновь включается яркий свет и веселая музыка, смывающая своим бурным потоком те тонкие движения души, которые начинаешь чувствовать за несколько мгновений до этого. Артисты с улыбками на лицах выскакивают на поклон, как бы стараясь не дать нам уловить что-то большее.
Цена билетов: 500 руб., 700 руб., 900 руб., 1200 руб., 1500 руб., 1800 руб., 2000 руб.
Комментарии