Евгений Гришковец посвятил пьесу «Прощание с бумагой» расставанию человечества с бумагой как частью привычного образа жизни.
Как всегда, он говорит о том, что, казалось бы, лежит прямо перед глазами, о чем каждый хотя бы раз задумался, но потом взял и отогнал эту мысль как несущественную или просто забыл о ней. Всем же очевидно, что бумага уходит из нашей жизни, уступая свои позиции смартфонам, ридерам и прочим электронным устройствам, и вместе с ней уходит не только привычка читать книги напечатанными, а не выведенными на экран компьютера, но что-то большее.
Что-то, что начинается с совсем маленьких вещей, уже исчезнувших навсегда, — как промокашка, которую лет тридцать назад вкладывали в школьные тетради.
Сейчас уже мало кто помнит, как выглядел этот маленький кусочек мягкой бумаги, а вскоре, может быть, точно так же будут забыты карты, письма, книги и газеты. Шелест утренней газеты — уже и сейчас полузабытый звук.
Вместе с бумагой уходят ощущения (помните, как пачкает пальцы свежая газета?) и эмоции (не все, конечно, но какие-то — точно). Об этом — еще одна история из пьесы. Гришковец, отец троих детей, рассказывает, что в первый раз отправил жене записку, нацарапанную в коридоре роддома на каком-то медицинском бланке, наспех, и этот клочок бумаги лежит вместе с другими семейными документами. А потом появились мобильные телефоны, и вместо записки было отправлено SMS-сообщение. И не осталось и следа ни от того сообщения, ни от того телефона…
«Мы расстаемся не с бумагой, а с образом жизни. Навсегда», — напоминает Гришковец.
«Прощание с бумагой» — это не только остроумные (с привычным налетом грусти и ностальгии) размышления Гришковца об этом уходящем в небытие «гаджетом» — бумаге, о его замене более совершенными и практичными устройствами. Нет. Посыл спектакля куда объемнее…Жанр нового моноспектакля можно было бы определить как спектакль-сообщение, привлечение внимания к некой актуальной проблеме.
Ася Иванова «Вечерняя Москва».
Порою этот монолог начинает походить на поэзию: так страстно и любовно актер говорит о книжных корешках и белоснежном листе А4. Чувствуется, что для Гришковца это очень личная и важная тема. Ведь известно, что все свои тексты он пишет от руки.
Марина Шимадина «Известия».
Спектакль начинается всего с двух слов — «навсегда» и «никогда». А дальше… как только он один умеет — эти два слова становятся кирпичиками, на которых вырастает стройное здание. По нему ведет гид — Гришковец, — и только он своей филологической экскурсией способен разбередить душу, растрепать нервы, расшевелить мысли.
Марина Райкина «Московский Комсомолец».
Цена билетов: 1100, 1500, 1700, 1900, 2100, 2300, 2500, 2700, 3000 pуб.
Комментарии