АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ СИЛИН. Художник, график
Родился в 1938 году в зауральских Варгашах, там же окончил среднюю школу. Рисовал с детства, тогда же совершился и выбор техники: лаконичное, емкое, выразительное искусство линии сразу привлекло художника; к тому же черно-белая графика была более легкой, доступной и исполнимой, чем работа с цветом, для которой часто не хватало материалов.
Учился в зауральских изостудиях, в том числе – в курганском Дворце строителей у И. Я. Лохматова. Не переставал рисовать и во время трехлетней срочной службы в артиллерийских войсках. По возвращении из армии был печатником в типографии, а в 1962 году уехал на учебу в Ленинградский полиграфический техникум.
Город на Неве, его архитектурные ансамбли, сам строгий столичный северный стиль стали школой художника, а знакомство со старейшей в стране традицией книжной иллюстрации – к которой в разное время принадлежали Юрий Анненков, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Натан Альтман, Алексей Пахомов – содействовало развитию видения и вкуса. В обучении сочетались собственно художественные предметы и практическое овладение технологиями печати. Там Александр Силин освоил технику линогравюры, которая стала для него одной из любимых.
Получив профессию книжного и журнального дизайнера (тогда специальность называлась «оформление книг и журналов»), вернулся в Зауралье. Преподавал в средней школе, рисовал плакаты и композиции для газет, сделал «восточные» линогравюры, отразившие впечатления года жизни в Таджикистане, на стройке по перекрытию одной из рек.
В 1969 году пришел в Бюро технической эстетики завода «Курганприбор», флагмана министерства приборостроения, «предприятия высокой культуры», которым руководил кандидат психологических наук Евгений Таранов. Директор-новатор и его коллеги-психологи ставили художникам задачу не «стандартно-советски» оформить заводские территории и помещения, а создать продуманную и комфортную визуальную среду, в которой все располагало бы к максимальной отдаче, снижало уровень стресса и способствовало эмоциональному благополучию сотрудников.
«Это была интересная, творческая работа, – вспоминает Александр Петрович. – На заводе у меня была мастерская и достаточно свободного времени: стоит сказать, что директор Таранов с пониманием относился к тому, что художникам нужно заниматься своим делом». Многие из представленных на выставке работ сделаны в «курганприборовское» 30-летие художника (1969-1998).
В новый век он вошел в хорошей творческой форме и за прошедшие два десятилетия не потерял любви к белому листу – материальной основе искусства графики. А что стоит в центре его замыслов, что дает им энергию осуществления?
Одна из главных тем художника – тревога о человеке, его экологии. Александр Силин поглощен сравнением «среды живой и созданной» (так называется один из графических листов). Мир природы – гармоничный, соразмерный человеку, постоянно питающий его фантазию и жизнь. И мир современных типовых «городских агломераций» – место отчуждения, атомизации и утрат (листы «Куда же подевались птицы?», «Гибель фольклора»). Силин – лирик, когда говорит о природе, детстве, женственности («Плодородие», «Трапеза», «Природа в городе»). И он же – сатирик, когда его внимание обращается к социуму («Агрессивность», «Самобичевание», «Власть», «Общество потребления»). Но за всеми листами стоит уверенность в том, что «будущее – будет», а душа человека сохранится и в самых суровых испытаниях.
Тема деревни для автора неисчерпаема: он создал ажурные, легкие, одновременно иронические и сочувственные образы затерянных в снегах сел, а в изображении снега (куржака, инея, льда) график Силин достиг многого.
Экспозиция включает цикл цветных иллюстраций к произведениям великого поэта-новатора, футуриста Велимира Хлебникова, 84 экслибриса – книжных знака, которыми владельцы библиотек маркируют свои тома, и несколько брошюр зауральских поэтов, участников литобъединения «Истоки» при Курганмашзаводе.
Тема чтения для художника самоценна и часто связана с темой детства. Мир книги – убежище, куда ребенок уходит ради игры, роста и познания (листы «Первая книга», «Познание мира», «На улице холодно»). Неиссякаемость детства – один из источников надежды: с каждым человеком обновляется вся вселенная, а там где делают первые открытия и преодолевают детские страхи (пастели «Первая ягода», «Зимняя сказка»), будут и новые решения.
Ретроспектива включает почти 250 работ, среди них – линогравюры, рисунки тушью, пастелью и карандашом, монотипии, работы в смешанных техниках.
Тел. для справок 460-461, 464-416
Комментарии