IХ ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ им. Д. Д. ШОСТАКОВИЧА в Кургане!
ГУБЕРНАТОРСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР играет важнейшую роль в развитии музыкальной культуры Сибирского региона. Оркестр был создан осенью 1958 года. В 2000-м получил статус Губернаторского.
Особая грань творчества оркестра – концертное исполнение опер: «Пиковая дама», «Иоланта» П. Чайковского, «Служанка-госпожа» Д. Перголези, «Испанский час» М. Равеля, «Риголетто» Дж. Верди, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Травиата» Дж. Верди.
Оркестр во главе с Илмаром Лапиньшем активно поддерживает и современное искусство.
В составе оркестра - музыканты высокого уровня, имеющие опыт концертных выступлений во многих городах России, странах СНГ и дальнего зарубежья, лауреаты международных и всероссийских конкурсов.
Коллектив успешно гастролировал в Германии, Швейцарии, Японии, Республике Корея, Латвии, Монголии, Китае.
ИЛМАР ЛАПИНЬШ родился в Риге в 1944 году, учился в Средней специальной музыкальной школе им. Эмиля Дарзиня (класс альта), затем поступил в Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова и закончил её как альтист в 1967 году (класс А. Людевига), в 1970 году - как дирижёр (класс оперно-симфонического дирижирования профессора И. Мусина). Затем окончил аспирантуру Московской консерватории (класс народного артиста СССР Б. Хайкина).
Дирижёрскую карьеру начинал в Ярославской филармонии ассистентом главного дирижёра оркестра.
В 1975-м был приглашён на должность главного дирижёра в Татарский академический государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля (1975-1978).
С 1978 по 1979 работал дирижёром в Национальном театре Белграда.
С 1979 по 1983 – в Государственном академическом Большом театре Союза ССР сначала как стажёр Министерства культуры РФ, затем как дирижёр.
В 1983-м удостоен звания заслуженного деятеля искусств РФ. В последующие годы работал в Уфе (художественный руководитель и главный дирижёр Башкирского государственного театра оперы и балета), в Томске (художественный руководитель и главный дирижёр Томского симфонического оркестра), в Екатеринбурге (главный приглашённый дирижёр). В 1990-е гг. работал в симфонических оркестрах филармоний и радиокомитетов в городах Загреб, Белград, Нови Сад, Дубровник, Мостар, но с началом военных действий в странах бывшей Югославии уехал в Вену, где был советником по вопросам Боснии и Герцеговины Министерства культуры Австрии, главным дирижёром и художественным руководителем Венского нового камерного оркестра, дирижёром Венской камерной оперы, а также вёл активную гастрольную деятельность: 1998-2000 – приглашённый дирижёр в Филармоническом театре Вероны , 1999-2000 – дирижёр Национальной оперы Македонии (город Скопье). До переезда в Иркутск работал дирижёром Музыкального театра в Клайпеде (Литва).
В 2009 году принимает приглашение Иркутской филармонии на должность художественного руководителя и главного дирижёра Губернаторского симфонического оркестра, с которым в советский период плодотворно сотрудничал в качестве приглашённого дирижёра.
Под его руководством Иркутский оркестр успешно гастролирует по городам России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Чита, Улан-Удэ и др.), неоднократно выступал в Вене (Золотой зал Музикферайн, 2018, 2019, 2020), а также в Белграде, Нови Саде, Юрмале, Улан-Баторе, Пекине, Харбине.
Кроме интенсивной творческой деятельности в Иркутской филармонии, И. Лапиньш продолжает сотрудничать с другими оркестрами в России и других странах: с 2013 по 2015 - постоянный приглашённый дирижёр Берлинского симфонического оркестра, выступает с симфоническими оркестрами городов Вероны, Пармы, Харбина, с Государственным симфоническим оркестром Китайской Народной Республики, с филармоническими оркестрами Минска, Риги, Еревана, Воронежа.
В огромном списке солистов, с которыми довелось работать в течение своей многолетней творческой деятельности, есть такие блистательные имена, как Ф. Хиршхорн, Г. Кремер, Д. Шварцберг, В. Пикайзен, В. Климов, А. Корсаков, Т. Гринденко, М. Яшвили, А. Брусиловский, Б. Гутников, Ю. Башмет, В. Сараджан, В. Тонха, А. Князев, В. Крайнев, Л. Власенко, А. Скавронский, Ф. Антремон, Д. Башкиров, А. Слободяник, Е. Могилевский, В. Атлантов, А. Эйзен, З. Соткилава, Л. Нам, Т. Синявская и многие другие.
В обширном репертуаре дирижёра особое место занимала музыка современных композиторов. Неслучайно по инициативе И. Лапиньша Иркутский симфонический оркестр с 2015 года стал постоянным участником Фестиваля современной музыки «Московская осень», в рамках которого были исполнены мировые премьеры сочинений ныне живущих композиторов М. Броннера, Ю. Воронцова, П. Зингера, А. Ровнера, И. Рехина, К. Уманского, Д. Славниковой.
Постоянное стремление дирижёра открывать слушателям прекрасную, но редко исполняемую или незаслуженно забытую музыку значительно расширило репертуар симфонических программ Иркутского оркестра. В исполнении оркестра стали звучать сочинения композиторов Б. Мартину (Симфонии № 4 и № 6), Э. Денисова («Реквием»), Р. Воан-Уильямса (“Flos Campi”), Э. Ллойд-Уэббера («Реквием»), А. Эшпая (музыка балета «Ангара»), Э. Элгара (Симфония № 1), В. Кикты (Концерт для трубы с оркестром), Г. Малера (Симфония № 10), А. Дворжака (Симфония № 6) и многие другие.
В 2015 году состоялась мировая премьера Симфонии Георгия Свиридова, обнаруженной после смерти композитора; сначала она прозвучала в Иркутске, а затем в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и в Линце (Австрия).
В последние годы под управлением И. Лапиньша состоялось ещё несколько мировых премьер в исполнении Иркутского симфонического: «Садовая симфония» и Двойной концерт для скрипки и виолончели Александра Чайковского, а также его пьесы для домры и симфонического оркестра; сочинение Алексея Рыбникова «Музыка Ликия» (солист – Иван Почекин).
Имея большой опыт работы в оперных театрах, И. Лапиньш сумел воссоздать востребованную в Иркутске традицию концертного исполнения оперных шедевров на высоком качественном уровне, приглашая к участию лучших солистов музыкальных театров России, Италии, Австрии, Сербии, Беларуси, Латвии.
В июле 2019 на территории Этнографического музея под открытым небом "Тальцы" состоялся Первый международный фестиваль русской оперы, в котором были исполнены оперы «Царская невеста» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова. В программе Второго международного фестиваля (июль 2022) – ещё две премьеры: «Кащей Бессмертный» и «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова.
За свою неустанную деятельность на благо и процветание музыкальной культуры России Илмар Лапиньш удостоен звания Лауреата премии им. Великого князя Сергея Александровича в номинации «Патриот России». Награждение состоялось в Московском доме Русского зарубежья им. Александра Солженицына 11 мая 2021 года.
ГАЙК КАЗАЗЯН (скрипка) – лауреат многих международных конкурсов, в том числе в Клостер-Шонтале (Германия), им. Ямпольского (Россия), им. Венявского в Познани (Польша), им. Чайковского в Москве (2002, 2015), в Сьоне (Швейцария), им. Лонг и Тибо в Париже (Франция), в Тонгёнге (Южная Корея), им. Энеску в Бухаресте (Румыния).
Родился в 1982 году в Ереване. Учился в Ереванской музыкальной школе им. Саят-Новы, в классе профессора Левона Зоряна. В 1993-1995 гг. стал лауреатом нескольких республиканских конкурсов. Получил Гран-при Конкурса «Амадеус-95» (Бельгия) и был приглашён в Бельгию и Францию с сольными концертами. В 1996-м переехал в Москву, где продолжил образование в классе профессора Эдуарда Грача в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных, Московской консерватории и аспирантуре. В 2006-2008 гг. стажировался у профессора Ильи Рашковского в Королевском колледже музыки в Лондоне. Участвовал в мастер-классах Иды Гендель, Шломо Минца, Бориса Кушнира и Памелы Франк.
С 2008-го преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Эдуарда Грача.
Выступает в России, Великобритании, Ирландии, Шотландии, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии, Нидерландах, Польше, Македонии, Израиле, США, Канаде, Японии, Южной Корее, Сирии. Играет в Карнеги-холле в Нью-Йорке, залах Московской консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Камерном зале Московского международного Дома музыки, Государственном Кремлёвском дворце, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Виктория-холле в Женеве, Барбикан-холле и Уигмор-холле в Лондоне, Ашер-холле в Эдинбурге, Королевском концертном зале в Глазго, Театре Шатле и Зале Гаво в Париже.
Участник музыкальных фестивалей в Вербье, Сьоне (Швейцария), Тонгёнге (Южная Корея), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Кремль музыкальный» в Москве, «Звёзды на Байкале» в Иркутске, Фестиваля «Крещендо» и других.
С 2002-го постоянно выступает в концертах Московской филармонии.
Концерты Гайка Казазяна транслируются телеканалами Культура, Mezzo, Брюссельским телевидением, радиостанциями Би-Би-Си и «Орфей». В 2010-м вышел сольный «Оперные фантазии» (фирма “Delos”), в 2017-м - альбом с записью трёх скрипичных сонат Грига с участием пианиста Филиппа Копачевского.
В 2010-м вышел в свет сольный альбом под названием «Оперные фантазии» (лейбл “Delos”). В 2017-м появился новый альбом с записью трёх скрипичных сонат Грига с участием пианиста Филиппа Копачевского.
С 2008 года преподаёт в Московской государственной консерватории.
В программе:
Бенджамин Бриттен. «Простая симфония» (Simple Symphony), op. 4 (1934)
Бенджамин Бриттен. Концерт для скрипки с оркестром, op. 15 (1939)
Пётр Ильич Чайковский. Симфония № 6 си минор «Патетическая», op. 74 (1893)
Художественный руководитель фестиваля – заслуженный работник культуры Сергей Потапов.
Концерт проходит при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы "Всероссийские филармонические сезоны"
Комментарии